Реклама

Дым над страной, или Несколько табачных вопросов к АМКУ. И к НАБУ

.

  • ru.paperblog.com

Фактически на протяжении более пяти лет на табачном рынке Украины существует искусственно создана монополия и отсутствует конкуренция на рынке оптовых продаж. Лед загудел осенью 2015 года, однако так и не сдвинулся с мертвой точки. В то же время монополистом признается игрок телекоммуникационного рынка — достаточно открытого и с широкой сетью участников: на днях АМКУ увидел злоупотребления в АТ "Киевстар". Спорить с законом не будем, но выборочность регулятора, скажем мягко, удивляет. 

В связи с этим у "Обозревателя" есть несколько вопросов к регулятору, который был создан для защиты экономической конкуренции, – Антимонопольному комитету Украины, а также к специально организованному для противодействия коррупции органу – Национальному антикоррупционному бюро. Просим считать приведенные ниже факты информационным обращением СМИ (вы же сами просили сообщать и обещали реагировать).

Согласно исследованию АМКУ от 29.09.2015, 99% производимых в Украине в 2014 году табачных изделий приходится на четырех производителей – ЧАО "Филип Моррис Украина", ОАО "Джей Ти Украина", ЗАО "Империал Тобакко Продакшн Украина" и ЗАО "В.А.Т.-Прилуки", а 100% произведенных сигарет были реализованы выше упомянутыми компания ООО "Торговая компания "Мегаполис-Украина" (с 24 мая 2016 года – "ТЕДИС УКРАИНА").

Читайте:Сменили вывеску: "Мегаполис-Украина" объявил о новом названии

При этом лицензию на право оптовой торговли табачными изделиями имели также и другие – 21 субъект хозяйствования также могли приобрести у производителей и продать в розницу товар. Однако ни один из них так и не был допущен к рынку.

Это однозначное нарушение ст. 5 и 6 ЗаконаУкраины "О защите экономической конкуренции" – табачники осуществляют согласованные антиконкурентные действия.

Интересно, что идентичная ситуация возникла не в первый раз: по итогам 2011-2012 годов АМКУ уже констатировал, что "Мегаполис-Украина" имеет все признаки монополиста и выдал рекомендации участникам рынка. Все это закончилось ничем, так как при власти были люди, которые организовывали компанию-дистрибутора (украинские и зарубежные СМИ неоднократно писали о том, что это совместный бизнес "Семьи Януковича" и российского оружейного олигарха Игоря Кесаева, который имеет тесные связи с ФСБ и снабжал "зеленых человечков" во время аннексии АР Крым).

Читайте:В "Мегаполис-Украина" подтвердили, что олигарх "Семьи" Януковича владеет компанией

В новейшей истории Украины АМКУ снова сделал исследование и снова направил рекомендации табачным компаниям (29 сентября 2015 года). Регулятор просил к 1 ноября 2015 года обнародовать в открытых информационных источниках условия (в частности, требования, критерии, процедуры, сроки) отбора контрагентов среди субъектов хозяйствования, имеющих лицензии на право оптовой торговли табачными изделиями, для поставки и дистрибуции табачных изделий.

Как известно, воз и ныне там: все "рекомендации" остались на бумаге. Если АМКУ – регулятор, почему официальные документы игнорируются табачниками? Терзают смутные сомнения, способен ли госорган обеспечивать надлежащий госконтроль и обеспечивать создание надлежащей конкурентной среды на рынке?

Кроме того, имея всю доказательную базу, Комитет не только не признает монополистами "Мегаполис" и четырех компаний-производителей (ст. 12 ЗУ "О защите экономической конкуренции"), а и не принимает никаких мер против указанных субъектов хозяйствования, которые грубо нарушают требования ст. 13 того же Закона в части злоупотребления своим монопольным (доминирующим) положением на рынке. Действия регулятора противоречат положениям ЗУ "Об Антимонопольном комитете Украины".

Читайте:ГФС открыла дело на скандального пророссийского монополиста, связанного с Януковичем

Справедливости ради, стоит отметить, что АМКУ неоднократно проводил круглые столы по вопросу "Мегаполиса", но даже на одной из последних встреч, на которой "Обозреватель" также был, переливалось из пустого в порожнее и никакого компромисса найдено не было. Так вопросы не решаются и реформы не проводятся. Затянуть можно пояса (и то – ненадолго, иначе ремешок превращается в петлю), а не с реальными задачами.

Закон об экономической конкуренции, на страже которого якобы стоит Комитет, кстати, нарушается табачниками и в части монопольного формирования максимальных розничных цен (МРЦ): устанавливают их самостоятельно согласованно (у "Обозревателя" есть подтверждающие данные, которые наверняка имеются и у ГФС с АМКУ). Налоги, кстати, также выплачиваются исходя из МРЦ, так что крупнейшим товаропроизводителям выгодно демпинговать на рынке, что уничтожает мелких потенциальных конкурентов.

Читайте:Аваков перевел стрелки в деле об оружейном бароне Кесаеве и "Мегаполис-Украина"

Обращаем внимание еще на один пункт, указывающий на сговор и нарушение законодательства. Крупнейшие табачные компании установили для розничной торговли практически одинаковые торговые наценки (в процентах к МРЦ, учитывая различные ценовые портфели торговых марок компаний) на сигареты своего производства, а изменения торговой наценки осуществлялись практически одновременно и на уровне ценовой величины. За пять лет синхронно была снижена торговая наценка с 10,3 до 7,2% от МРЦ, или на 43%. Куда ушли эти деньги?

АМКУ слишком часто становится на сторону именно монополиста и не учитывает интересы розничных сетей, которые тоже платят налоги. Нам известно, что крупные сети (МЕТРО, АТБ, Фоззи, АШАН) обращались к главе Антимонопольного комитета с просьбой урегулировать вопрос маржинальности и даже предоставили свои предложения. Где реакция господина Терентьева? Ее нет, так же, как и на невозможность заключения прямых контрактов с производителями табачных изделий – это бы сильно убавило аппетиты монопольного дистрибутора – "Мегаполис Украина". Но и тут штиль.

Читайте:Известный блогер рассказал о легендах и чудесах, которые творил "Мегаполис"

Хочется напомнить, что лава Антимонопольного комитета в декабре прошлого года в интервью "Обозревателю" обещали разобраться в злоупотреблениях до февраля 2016 года. Уже июль, а ценами продолжают манипулировать: в киосках "ТЕДИС УКРАИНА" сигареты стоят дешевле, чем в соседних точках.

Все эти факты уже давно говорят о заговоре и монополизм на рынке. Или это кажется всем, кроме АМКУ? Сколько еще нужно времени регулятору, чтобы установить очевидное в нарушениях антимонопольного законодательства со стороны бывшего "Мегаполис-Украина", поменявшего за более чем полгода и название и "прописку"? Не смущает ли НАБУ откровенный саботаж законодательства госорганом, призванным создавать условия для честного функционирования рынков. Слишком многое стоит на кону – рост экономики и принципы rule of law.

Комментарии запрещены.