Каким будет уникальный мост через Морской канал в Санкт-Петербурге

Популярное

Кадастровая оценка: налог платить точно придется, а вот когда создадут внятную систему, непонятно

Минстрой берет лифтовое хозяйство на контроль

Московский урбанистический форум: в чем Москва обошла Париж

Строительство
Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге по праву называют
стройкой века. Объектов дорожного строительства такого масштаба и такой
сложности в стране крайне мало. Одним из самых крупных и интересных объектов
возводимого Центрального участка ЗСД является мост через Морской канал. 

Сегодня этот
без преувеличений уникальный мост находится в стадии строительства. Но многие жители
города на Неве обращают внимание на мощные опоры Центрального участка и уже
смонтированные в проектное положение многотонные пролеты металлоконструкций. О
технических особенностях данного сооружения журналу рассказал генеральный
директор компании-застройщика ООО «Магистраль северной столицы» Алексей БНАТОВ.    

— Алексей
Николаевич, каковы габариты двухъярусного моста через Морской канал? 

Общая длина моста через Морской канал составляет более 2 тыс. м, ширина — 22 м,
длина центрального пролета — 168 м, подмостовой габарит — 52 метра. Выбор
меньшей высоты над водой недопустим, поскольку в данном случае не будет
обеспечен проход судов к петербургским портам и в акваторию Невы. Мост
выполняется в виде двухъярусной фермы.

  


Что представляет собой его пролетное строение? 

Это металлическое пролетное строение с ортотропной плитой проезжей части — то
есть плитой, состоящей из плоских
стальных листов, подкрепленных снизу перпендикулярно пересекающимися
поперечными и часто расположенными продольными ребрами.

  
— Глубина заложения фундамента свай? 
40 м.

  
— На
каком типе фундамента размещаются опоры? 

Фундамент на свайном основании с ростверком глубокого заложения.

  


Какой тип свай применяется в данном сооружении: буронабивные, забивные или какие-то
иные? Чем обусловлен выбор?

 — Здесь применяются буронабивные сваи. Такое
проектное решение принято в связи с геологической обстановкой данного района и
расчетными уровнями нагрузки на фундамент.

  
— Какие
материалы планируется использовать для устройства мостового полотна, в
частности для гидроизоляции и защитного слоя? Есть ли среди них инновационные,
по-настоящему эксклюзивные материалы? 
— Полотно проезжей части будут составлять два слоя
литого асфальта. Используется наплавляемая гидроизоляция типа
«Техноэластмост-С». Как в ходе строительства моста через Морской канал,
так и в проекте строительства Центрального участка ЗСД в целом применяются
известные и испытанные материалы, эксплуатационные характеристики которых в
достаточной степени изучены. Только такой подход гарантирует требуемый срок
службы и характеристики важнейшего инфраструктурного объекта Санкт-Петербурга.

  

— Применяются ли на этом уникальном объекте передовые
технологии? 
— Одной из важных особенностей проекта строительства
Западного скоростного диаметра является то, что многополосная магистраль
создается в условиях плотной городской застройки, жилых и промышленных районов
пятимиллионного мегаполиса. Данный факт определяет стесненность условий
строительства, и, как и в случае с используемыми материалами, диктует
необходимость применения определенных проверенных и хорошо зарекомендовавших
себя технологий. Уникальным
можно назвать сочетание большого количества различных используемых методов.
Например, надвижка на данном объекте примечательна тем, что строителям приходится
прибегать практически ко всем ее видам: от прямой продольной, до надвижки в
гору и надвижки с измененным радиусом.

Непростой
задачей является и монтаж конструкций двухъярусной фермы — пролетного строения,
где проезжие части встречных направлений будут располагаться друг над другом.

  
 

— Какова технология монтажа пролетных строений? — Монтаж пролетных строений магистрали на данном
участке производится методом надвижки с применением тяговых лебедок.

  

Что можете сказать о деформационных швах? 

Здесь применяется модульный деформационный шов типа «Маурер».

  

Каков тип устоев — то есть крайних опор? 

Устоев как таковых нет. Конструкция крайних опор стоечная, железобетонная,
пустотелая, коробчатого типа.

  

С какими проблемами сталкиваетесь при строительстве, как удается их
решать?  

Я бы подчеркнул,  что в данном случае речь
идет не о проблемах, а о степени сложности выполняемых работ. Насколько нам
известно, до сих пор в мостостроении не было фактов выполнения надвижки конструкции
такого размера и массы (более 20 тыс. т) на расстояние более чем в километр. Мост,
как в профиле, так и в плане, проходит с изгибом, что представляет основную
сложность при его строительстве. Качество и точность сборки являются критически
важными в процессе надвижки пролетного строения и определяют успешное
завершение строительства. Учитывая
масштабы работы на данном объекте, права на ошибку у строителей просто нет. Но
все перечисленное, повторяю, для нас является не проблемой, а текущей ситуацией.
Она требует особого отношения к ежедневной кропотливой работе и постоянного
неослабного внимания.

  
— Назовите сроки строительства? В каком режиме ведутся
работы?  
— Сроки строительства
Центрального участка ЗСД определены Соглашением о государственно-частном партнерстве.
Строительство продолжается с 2013 по 2016 год. Работы ведутся одновременно на
всей протяженности линейного объекта: на десяти площадках в четырех районах г. Санкт-Петербурга.
Режим работ — всесезонный, круглосуточный, с учетом ограничений законодательства,
накладываемых на работы с повышенным уровнем шума в ночное время.

  
— Какова стоимость строительства моста
через Морской канал? 
— Мы не ведем
отдельных смет для объектов — моста или эстакады. Центральный участок ЗСД — это
единый объект. Строительство ведется на всех сегментах одновременно, такой же будет
и сдача участка.

Но могу сказать,
что общая стоимость строительства Центрального участка ЗСД оценивается в 120
млрд руб. Из этой суммы консорциум ООО «Магистраль северной столицы» привлекает
более 69 млрд собственных и заемных средств, а софинансирование за счет
федерального бюджета составляет 50,7 млрд руб.

  
 — На какой транспортный поток
рассчитан данный мост? 
 — В настоящее
время мы фиксируем до 4 млн поездок в месяц по двум действующим участкам Западного
скоростного диаметра — Северному и Южному. С вводом Центрального участка
ожидается рост транспортного потока ЗСД от 30 до 100%.

  
— Спасибо за высокопрофессиональный
комментарий, Алексей Николаевич. Успешного Вам завершения этого интереснейшего проекта! 
Беседу
вел Станислав ДОНИН

  
СПРАВОЧНО Западный скоростной диаметр (ЗСД) — внутригородская платная
многополосная скоростная магистраль, проложенная в условиях плотной городской
застройки, что делает проект уникальным. Трасса обеспечивает решение ключевых
транспортных задач Санкт-Петербурга и определяет развитие города в качестве
транспортного узла мирового уровня. Магистраль начинается от КАД на юге Санкт-Петербурга,
идет через город до КАД в северной его части и далее до трассы Скандинавия. 
Протяженность основного хода ЗСД — 46,6 км; общая
протяженность, включая съезды и развязки, составляет более 70 км. На ЗСД
предусмотрено функционирование 15 транспортных развязок. Движение
осуществляется по 4—8 полосам. 
В
настоящее время продолжается строительство технически самого сложного — Центрального
участка магистрали. Северный и Южный участки построены и уже эксплуатируются в
платном режиме. 
Для
осуществления этого проекта создан консорциум «Магистраль северной столицы»,
сформированный ВТБ Капитал и Газпромбанком. В соответствии с соглашением о
государственно-частном партнерстве с г. Санкт-Петербургом компания осуществляет
функции финансирования и строительства Центрального участка магистрали ЗСД.
Кредиторами проекта являются ВТБ Капитал, Газпромбанк, ВЭБ, ЕБРР, ЕАБР. 
ООО
«Магистраль северной столицы» в рамках концессии получает право на эксплуатацию
в течение 30 лет всей трассы 
ЗСД.

ЗСД
— крупнейший в мире ГЧП-проект в сфере создания транспортной инфраструктуры и
один из самых масштабных строительных проектов в России. 
Проект
удостоен наград ведущих мировых и российских экономических изданий, в том числе
Project Finance International,
Project Finance Magazine, World Finance,
Infrastructure Investor,
«Рынок ценных бумаг». 
ЗСД
отмечен в качестве лучшего инфраструктурного проекта премией «Формула движения»
Министерства транспорта РФ, «Премией развития» Внешэкономбанка.
По мнению экспертов, 2-километровый мост через Морской канал в
Санкт-Петербурге войдет в ТОП-20 самых уникальных мостовых сооружений в
мире.

Комментарии запрещены.